"Практически все взрослое население нашей страны пережило или переживает затяжной системный кризис идентичности. Сам по себе интересен ответ на вопрос: про какую страну – «эту страну» – мы обычно говорим, обсуждая собственные жизненные истории.
Карл Мангейм считал, что, попадая в кризис, люди объединяются не по демографическим или этнографическим признакам, а по признакам причастности к историческим событиям. Отождествление себя с этими событиями и понимание их роли в своей жизни создает символическое поколение. Это искусственное образование, потому что оно не укладывается в привычные демографические рамки. Поколенческие характеристики позволяют ответить на вопрос, почему совершенно разные люди действуют одинаково. Психологическая механика формирования символического поколения связана с процессом социализации. Традиционная социализация многомерна, она бывает семейной, групповой, профессиональной, политической, и весь этот пучок процессов у каждого человека или отдельных групп может интегрироваться по-разному. Возникает вопрос: какой из социализационных процессов является доминирующим? Мое допущение состоит в том, что в эпоху политических трансформаций в нашей стране, к сожалению, именно политика оказалась volens-nolens доминантой. Именно на основе особенностей процесса политической социализации в России/СССР в ХХ веке мне удалось идентифицировать примерно полтора десятка символических поколений среди родившихся в этом столетии.
«Шестидесятники» (1928-1934 гг. p.) – победа над Германией, борьба с космополитизмом, смерть Сталина и «оттепель»; это поколение сумело взять кратковременный реванш в годы перестройки, а его лидеры – М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин – возглавили страну в эпоху радикальных и сумбурных преобразований;
«Поколение 1937 года» (1935-1939 гг. p.) – смерть Сталина, ХХ съезд КПСС, Венгерское восстание 1956 г., Международный фестиваль молодежи в Москве в 1957 г.;
«Дети Великой войны» (1940-1945 гг. p.) – Международный фестиваль молодежи в Москве в 1957 г., начало космической эры, начало строительства коммунизма (коммунистическое движение, XXII съезд КПСС);
«Сломанное поколение» (1946-1950 гг. p.) – кризисы начала 60-х годов (Карибский кризис, срыв семилетки), попытки реформ 1960-х годов и печальный конец Пражской весны, который привел к крушению иллюзий относительно «социализма с человеческим лицом»;
«Поколение детанта» (1951-1957 гг. p.) – разрядка первой половины 1970-х, «искушение Западом», которое создало глубокое убеждение, что только западные модели развития могут – с различной степенью адаптации к российским условиям – принести успех; это поколение и стало основным кадровым ресурсом в «смене элит», инициированной перестройкой, что потребовало для некоторых когорт, принадлежащих к этому поколению, вторичной политической социализации;
«Гагаринское поколение» (1958-1965 гг. p.) – застой с его достижениями («визитной карточкой» которых стали успехи СССР в освоении космоса) и начало системного кризиса СССР, афганская война, польская «Солидарность»; вторичная политическая социализация – перестройка и путч 1991 г. Это поколение, фактически, расколото – часть успешно прошла вторичную социализацию и примыкает к более старшему «поколению детанта» (по своим ценностным установкам); те же, кто не сумел социализироваться, жаждут реванша своих базовых (социалистических) ценностей;
«Чернобыльское поколение» (1966-1968 гг. p.) – «траурная пятилетка» начала 1980-х годов, перестройка и Чернобыль, путч 1991 г., привившие фаталистическое мировоззрение, нередко с катастрофическим оттенком;
«Поколение пепси» (1969-1974 гг. p.) – кризис перестройки, распад СССР и в результате ценностный вакуум (как следствие разрушения старых и отсутствия новых систем ценностей), который для многих превратил ценностные суррогаты в норму;
«Поколение гиперинфляции» (1975-1981 гг. p.) – гиперинфляция 1992-1993, 1998 гг., октябрьские события 1993 г., первая чеченская война, зародившие установку на поиск подлинных ценностей в условиях динамической смены базовых социальных и нормативно-ценностных систем;
«Первое непоротое поколение» (1982-1985гг. p.) – его политическая социализация проходит в постсоветскую эпоху, но какие символические события, помимо подъема глобального терроризма, могут стать ключевыми для этого поколения – пока не ясно.
Если судить по биографиям наших богатейших бизнесменов, то «поколение детанта» и «гагаринцы» задают ход всему российскому бизнесу. Первые – это успешные «красные директора», управляющие бизнесом с «советскими корнями». «Поколение детанта» продолжает удерживать ключевые позиции в госкорпорациях. В массиве топ-менеджеров преобладают «гагаринцы», особенно в сырьевом секторе, ведь они помогали «распиливать» эту бывшую госсобственность. Есть в топ-списках и небольшая прослоечка людей из «поколения пепси».
Особенный подход нужен к ребятам из «поколения гиперинфляции» (1975 – 1981 гг. р.). Пока они не решат, что для них главное в этой жизни, они не смогут стать успешными людьми. Ведь не только школьные, но и на уровне семейного уклада социализационные механизмы были во многом разрушены, и этими детьми, как правило, некому было заниматься. Психологическая травма от эпохи гиперинфляции может быть преодолена через онтологическое самоутверждение. В этом смысле «поколение гиперинфляции» даже слишком размышляет над мировоззренческими вопросами, и у него есть боязнь действия. Если они решают для себя, что значит «жить по истине», то сразу находят ключи к собственному успеху.
Любопытно, что для «поколения гиперинфляции» распад СССР не был значимым событием. А вот следующее поколение – «первое непоротое» (1982 – 1985 гг. р.) – уже готово размышлять над ним. Это задает важную ценностную градацию – они готовы принять цивилизационный вызов, ответственность за свою страну. Может быть, потому что нынешняя власть транслирует им победительное настроение. Этих ребят я также называю «поколением последней надежды». Оно радикально отличается от своих предшественников потенциалом пассионарности (или, по крайней мере, субпассионарности по терминологии Льва Гумилева), и у него есть шанс «вытащить» нашу страну, переведя ее в нормальный режим развития."
Павел Малиновский ©