Единый билет позволил спокойно добраться на автобусе до островной Венеции и прокатиться еще раз на речном трамвайчике. Мы купили немного фруктов на рынке и поехали к железнодорожной станции Санта Лючия. С чемоданами пробираться по улочкам, кишащими туристами, оказалось не очень-то удобно, да и тревожно было, потому что на поезд опаздывать нельзя.
Мы перекусили в кафе, сели в поезд и заснули.
В какое-то утро брат сквозь сон проворчал о нашем сумасшедшем графике, что он в отпуске, но при этом не высыпается. Ворчание, конечно же, было связано с усталостью и желанием чуть подольше поспать.
Поезд компании TRENITALIA домчал до станции Milano Centrale; от нее до гостиницы Arco Hotel дошли пешком. Лучи солнца моментально нагревали все вокруг. Было очень жарко, несмотря на то, что это Север страны. К восьми вечера температура окружающего воздуха должна была достичь своего дневного максимума.
Времени до оперы было достаточно, но мы предпочли не медлить. Привели себя в порядок, и вышли в сторону театра. По дороге заглянули в ресторан, где отлично пообедали, а то и поужинали.
Официант предложил вино и мы, как всегда, остались довольны предложенным напитком.
На подходе к театру увидели шпили миланского собора, а выйдя к нему из-за зданий, потеряли дар речи. Мраморные белые стены, высоченные шпили и неподдающиеся восприятию размеры оконных и дверных проемов – это классика, которая построена на века, которая радует глаз и поражает своей уникальностью и неповторимостью!
По навигатору мы вышли к театру, но не сразу заметили его неприметный фасад.
К этому времени людей у входа было уже много, мы предпочли остаться в стороне, в сквере у памятника Леонардо да Винчи.
У входа в театр, мне показалось, что улыбался каждый. Возможно, в предвкушении чего-то нового или просто любимого вида отдыха. Среди ожидающих обратила внимание на красивую женщину, у которой на шее блестел огромный синий камень в виде сердца, точь-в-точь похожий на тот, что был в фильме «Титаник». Платье в пол насыщенного синего цвета и так гармонично смотревшееся колье – идеально!
Интерьер внутренних помещений нас удивил значительно больше, нежели внешний фасад. Высокие потолки, стройные колонны, зеркала в изящном обрамлении, блестящие хрусталики люстр и светильников, в которых игриво преломлялся свет.
Мы зашли в зал, чтобы еще больше ощутить театральную атмосферу, прикоснуться к красному бархату кресел и посмотреть насколько хороши те места, которые раскупают в первую очередь.
На момент покупки билетов выбор был невелик, так и получилось, что оперу мы вынуждены были смотреть на разных балкончиках. На каждом балконе по пять мест, все наши под номером пять. Отделка кабинок впечатляет не меньше, чем та, что в зале: красный бархат и красный шелк. Для места №4 и 5 установлены стулья на высоких ножках.
Устроившись на своем месте, увидела оркестровую яму и мои опасения относительно звука и музыки моментально исчезли. В оркестре порядка 35 музыкантов.
Перед поездкой я вскользь ознакомилась с содержанием либретто и музыкой оперы гениального композитора Пуччини. Музыканты разыгрывались перед началом, и уже с этого момента можно было слышать знакомые мелодии и наслаждаться ими! Из-за закрытого занавеса доносилась распевка оперных певцов.
На моем балконе, на месте №1 и 2 разместились американцы в солидном возрасте: папа и сын, на месте №4 – итальянец. Место №3 так и осталось никем незанято, потому мой обзор сцены был великолепным, чего не сказать про итальянца. Со своего места он не видел совершенно ничего!
Еще до начала он ерзал на стуле, поглядывал на место №3 и даже на какое-то время пересел на него, чем всерьез меня взволновал.
Дверь на наш балкончик захлопнулась и теперь мы точно знали, что место №3 свободно. Я пересела вперед, а итальянцу предложила пододвинуться ближе ко мне, чему он был несказанно рад. С этого момента сцена стала видна всем нам.
Свет погас, зазвучал многоголосый симфонический оркестр, открылся занавес. В момент, когда запел Рудольф, мне показалось, что его голос не слишком сильный. Голос не мог заполнить зал так, как хотелось бы. Я огорчилась, посчитав, что так и должно быть, но спустя какие-то считанные минуты этот же голос стал звучать сильнее, он был настолько объемным и густым, что теперь не верилось в то, что один человек может звучать наравне с оркестром. Музыка нарастала, заполняя собой зал и каждый балкон.
Действия первой сцены происходят в холодной квартире парижской богемы. Поэт Рудольф и его друг-художник Марсель сжигают рукопись Рудольфа в камине, чтобы хоть чуточку согреться. Позже приходит философ Коллен и музыкант Шонар. Им удалось раздобыть немного еды и дров. Веселье останавливает хозяин комнаты, который требует заплатить за квартиру. Неунывающие друзья с шутками выпроваживают хозяина и уходят сами, оставив в комнате Рудольфа. Позже к нему в дверь стучит Мими – соседка, которая пришла просить огня для потухшей свечи. Мими рассказывает о своей жизни. Рудольф и Мими влюбляются друг в друга.
Голос Мими в отличие от голоса Рудольфа с первой секунды заполняет двухтысячный зрительный зал. Её звонкий, сильный, и трогательный голос проникает в душу.
В борт балкончика встроена полоска экрана с субтитрами на английском и итальянском языках, но практически все время экран был выключен, и потому мы не понимали, о чем поют герои. Большой ошибкой стало, конечно, то, что мы не прочитали либретто прежде.
Когда первое действие закончилось, занавес закрылся и артисты вышли на поклон.
Перерыв составил порядка 5 минут. За это время сцена изменилась до неузнаваемости, на ней теперь Рождественские гулянья, в которых задействованы десятки людей.
Народ веселится и поет, по сцене проходит ослик с повозкой, потом лошадь, бьется посуда, доносится хлопок открывающейся бутылки шампанского.
В какой-то момент среди этого праздничного безумия начинают петь дети. Это тот момент, когда мурашки пробегают по телу.
Безупречное пение, шикарные декорации, костюмы, постановка – это всё уму не поддается! Стоит лишь задуматься, сколько сил было потрачено на создание лишь одной второй сцены.
На втором ярусе шагает патруль, выбивая марш барабанными палочками. Звук становится все тише и тише – патруль удаляется и занавес закрывается. На поклоне в конце второго действия из зрительного зала доносится многократное «Bravissimo!».
Наконец-то можно выйти в фойе и узнать о впечатлениях друг друга. Мы идем в кафе, выпиваем по стакану холодной воды и улыбаемся, потому что впечатления идентичны: «Понравилось. Здорово, но вместе с этим ничего непонятно».
Спустя 15 минут сцена в очередной раз преобразилась. Мы видим окраину зимнего Парижа. На улице темно. Идет снег. Мими становится свидетелем разговора Марселя и Рудольфа, при котором узнает об истинной причине ревности Рудольфа. Мими неизлечимо больна чахоткой, а Рудольф не в состоянии содержать больную. Мими плачет и тем самым выдает себя. Она пытается убедить Рудольфа остаться с ней хотя бы до весны.
Темные декорации, кашель и слезы Мими, снег и мороз усиливают трагедию. В начале действия, я думала, что декорации – это панно. Каким же было мое удивление, когда где-то далеко, в глубине сцены начали прогуливаться темные силуэты людей, потом прошел человек с осликом, загорелся фонарь на заборе, выбежали дети и начали играть в снежки. Превосходно! Вот что значит один из лучших в мире!
В перерыве перед четвертым действием Даниил в своей кабинке остался один. Его соседи-итальянцы ушли, попрощавшись по-итальянски «Чао-чао!». Не стану скрывать, мы были рады.
Поставили третий стул в первый ряд балкончика и продолжили втроем смотреть Богему.
В четвертом действии Рудольф и Марсель в своей квартире. Они скучают по любимым, но не хотят признаться в этом друг другу. Приходят Коллен и Шонар, а затем возлюбленная Марселя Мюзетта приводит больную Мими, которая хочет повидаться с Рудольфом.
Мими слаба, её смерть неминуема.
Друзья Рудольфа жертвуют серьги и пальто, чтобы вызвать врача любимой Рудольфа, но слишком поздно. Мими умирает. Рудольф понимает это позже всех и выкрикивает несколько раз ее имя: «Мими! Мими! Мими…».
Не знаю какие подобрать слова, чтобы описать свои эмоции и впечатления от оперы. Это было волшебно! Ради этих трех часов стоило лететь в Италию в третий, в десятый или двадцатый раз; ради этой оперы стоило купить дорогой костюм в Риме; и такая опера может понравиться даже тому, кто до последнего момента сожалел о потраченном времени и деньгах, но в итоге остался в восторге.
Великолепные голоса, превосходные артисты, удивительная постановка и декорации. Брависсимо! Музыка Пуччини волшебная, я влюбилась в нее вновь и навсегда.
Все-таки какое счастье смотреть, слушать, переживать и быть частью жизни Богемы.
Случаются в жизни ситуации, когда кажется, что лучшего и быть не может. Могу сказать, что опера Богема в театре Ла Скала именно тот случай.
На улице по-прежнему было жарко. Кого-то из публики у входа в театр ждал дорогой автомобиль, а мы, переполненные эмоциями и уставшие от жары, шли мимо вечернего Дуомо в отель.
Завтра выходной, в который мы думали поехать к морю в Римини, но разум велел остаться в Милане. В противном случае пришлось бы уже через четыре часа быть на вокзале и на пляже не наслаждаться морем и солнцем, а спать. Предполагаемый ужин этим вечером с коллегой Саши Франческой не состоялся из-за позднего возвращения из оперы. Тем не менее, планы на свободный день в Милане у нас уже были.