Вчера большим и немного неожиданным составом посетили оперу «Риголетто» на музыку итальянского композитора Джузеппе Верди. Нам в очередной раз повезло – артисты Санкт-Петербурга приехали в Архангельск.
Узнаваемую многими мелодию La donna e mobile слышали хотя бы раз, я думаю, все.
Впрочем, это всё, что я знала о «Риголетто» на момент получения приглашения. Прочитав краткое содержание, всё же оставались опасения и самое страшное из них – это отсутствие оркестра.
Сравнение - дело неблагодарное, но мое воображение то и дело рисовало картинки оперы «Риголетто», отсылая в жаркий день 13 июля в Милане. Есть две вещи, увиденные мной, которые, пожалуй, лучшие из существующих: опера «Богема» в Ла Скала и рифы на Фиджи. Удивительно, но моё твердое убеждение вовсе не повлияло на настроение. Наверное, связано это с тем, что в опере главное – голос, и так я считала до оперы «Богема».
В буфете выпили по бокалу грузинского вина и пошли на наши места в зале. С первого центрального ряда балкона открывается великолепный обзор сцены, и первое что бросилось в глаза – оркестровая яма! Привычная для нас сцена театра преобразилась до неузнаваемости. Страшное позади. Опера будет настоящая.
Заиграл симфонический оркестр и мы оказались в зале дворца Герцога Мантуанского. Скромные декорации скорее напоминают коридор замка, в стороне которого стоит трон и шесть стульев вокруг. Во дворце веселье, в котором придворный шут Риголетто – один из главных участников и любимец Герцога.
Сильные голоса певцов с каждой минутой становятся всё гуще, безумное веселье перерастает в заговор против Риголетто. Большой любитель женщин Герцог намерен увидеться с единственной его дочерью Джильдой. Трепетно охраняемая Риголетто Джильда поддается соблазну, Риголетто обманут и клянется отомстить Герцогу.
Грань, которая отделяет достоинство от похоти не существует для властного Герцога. Веселье стремительно перерастает в трагедию; одержимый Герцог заполучил расположение Джильды и даже безграничная любовь отца, не смогла уберечь единственную дочь.
Беззаботное веселье переросло в трагедию.
Опера «Риголетто» безусловно хороша, несмотря на отсутствие смены сцены, декораций и большого количества артистов. Есть замечательные голоса, которые поют на итальянском языке, шикарные костюмы, свет и красивая музыка Верди!
Бархатный голос Риголетто; сопрано Джильды, которая порой сквозь платок могла донести звук до самых дальних зрительских рядов; любимые мною дуэты и хоровое пение - удались на славу! В постановке особенно понравилась кульминационная сцена, когда душа Джильды встает под горестное пение Риголетто.
Браво Верди, браво артистам!